Некоторое время назад появились подробности планов по отмене трудовых книжек.
В частности, стало известно о том, что целый год планируется дорабатывать соответствующий законопроект. 10 лет можно будет выбирать, вести трудовую книжку или нет.
Такую информацию предоставил заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов. На сайте ведомства он подробно сообщил о планах по их отмене. Рассмотрение законопроекта в Госдуме состоится не раньше весны следующего года. Целый год планируется дорабатывать документ. В течение 10 лет работник сможет выбирать, вести трудовую книжку или нет.
Главный противник трудовых книжек также подчеркнул, что основным документом, фиксирующим формальное вступление в трудовые отношения, служит трудовой договор. Информацию о заработной плате, должности, стаже работника можно запросить в ПФР. Это ведомство будет располагать сведениями персонального учёта, необходимыми для начисления пенсии. Чиновник также заявил, что возможно упрощение процедур кадрового учёта для малых предприятий. Сафонов склонен полагать, что если в трудовом договоре будут прописаны условия, перечисленные в статье 57 Трудового кодекса, этого будет достаточно.
Кроме этого, Минздравсоцразвития намерено упростить порядок аттестации рабочих мест для малых предприятий. Ведомство может скорректировать и форму трудового договора. В частности, в документе должны быть оговорены режим работы, порядок расчёта зарплаты и предоставления отпуска, обязательства сотрудника перед работодателем, а также основания для изменения рабочего графика и т.п.
Напомню, трудовая книжка установленного образца служит основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. Это предусмотрено статьей 66 ТК РФ. Работодатель ведёт трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего свыше пяти дней, если эта работа для конкретного гражданина является основной. Не оформлять документ в подобном случае могут только работодатели - физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225. В правовом акте, в частности, говорится:
Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учёту и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Ответственность за ведение, хранение, учёт и выдачу трудовых книжек несёт специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учёта, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда наказывается по статье 5.27 КоАП РФ. Правонарушение карается штрафом: для должностных лиц и ИП - от 1 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей. Кроме этого, деятельность компаний и индивидуальных предпринимателей может быть приостановлена на срок до девяноста суток.