Многие задаются вопросом - что будет происходить с зарплатами в будущем году?
Согласно прогнозам в 2011 г. продолжится тенденция роста зарплат, так как будет увеличиваться конкуренция за квалифицированный персонал. К концу 2011 г. рынок будет окончательно разогрет и похож на докризисные 2007-08 гг. Вследствие этого, практически все отрасли, серьёзно пострадавшие в кризис, вернутся на уровень докризисной оплаты труда.
СоцпакетВ прошлом году соцпакеты всё ещё имели второстепенное значение, для сотрудников были критичны уровень оплаты труда и стабильность бизнеса компании. В нынешнем году ситуация изменится: роль социального пакета вырастет, при этом сотрудники будут рассматривать его отдельно от заработной платы. Важным фактором станет наличие корпоративного обучения в компании. Бизнес, сокративший расходы на соцпакеты, начнёт возвращать его опции для мотивации и сохранения лояльности уже работающих сотрудников и расширять его составляющие как инструмент привлечения новых сотрудников, необходимых компании.
Схемы оплаты труда Сама схема принципиально не изменится. Там, где доходы работника состоят из двух частей, компании в первую очередь будут стремиться стимулировать сотрудников на получение увеличенной переменной части. Таким образом, уменьшаются риски расходов для компании, а работники ориентированы на достижение максимальных финансовых результатов. Мотивация персонала По данным нашего исследования мотивации персонала в 2010 г., в кризис работники были жёстко ориентированы на уровень дохода. Иные, нематериальные стимулы утратили своё значение. Прогнозируя рост бизнеса в 2011 г., можно предположить, что компании вернутся к расширенному набору схем мотивации - обучение сотрудников, перспективные проекты (профессиональный рост), нестандартные приёмы в управлении персоналом - например, организация удобного рабочего времени, офисного пространства и пр.
Поведение квалифицированных специалистов Будут ли сотрудники стремиться поменять место работы? Так как лояльность сотрудников в России - традиционно одна из самых низких в мире, по нашим данным уже в 2010 г. двое из трёх специалистов, работающих в данный момент, готовы были рассматривать предложения о смене места работы. Это означает, что, опасения потерять работу рассеиваются. Переждав кризисные явления, многие сотрудники вновь начнут поиски работы с целью улучшения текущих условий труда.
Кадровая политика компаний На что будут ориентироваться компании в следующем году: на удержание сотрудников, на смену персонала, на переманивание специалистов? Здесь всё зависит от того, каким образом компания ощущает себя на рынке в данный момент и какие цели себе ставит. Если цель - агрессивное развитие, то, конечно, компания будет переманивать у конкурентов лучших профессионалов. Если же компания нацелена на повышение эффективности, то, скорее всего, будет осуществлять комбинированный подход: 10-20% ключевых сотрудников будут удерживаться и примерно столько же привлекаться с рынка. Но большинство компаний в первом полугодии будет осторожно в вопросах увеличения количества штатного персонала, как и в этом году, когда бизнес стремится гибко управлять численностью, привлекая сотрудников на временные контракты. Хотя экономисты предрекают рост инвестиционной привлекательности России в 2011 г., а это всегда означает новые рабочие места.
Самые востребованные специальности в 2011 г. Увеличиваться потребности будут во всех отраслях. На любом растущем рынке востребованы, в первую очередь, менеджеры по продажам, существенный дефицит технического и инженерного персонала, как правило, в связи с расширением производства. Будет наблюдаться определённый "отскок" в отраслях, которые больше других пострадали в кризис и были вынуждены сокращать людей. Соответственно, будут требоваться сотрудники для финансовых компаний, ритейла, IT.
Тренд наступающего года Главная тенденция 2011 г. - рынок снова становится кандидатским. При условии сохранения стабильности в экономике, квалифицированные специалисты вновь получат возможность выбирать лучшие условия из нескольких предложений. А следовательно, общение с HR-менеджерами займёт больше времени в рабочем графике генеральных директоров. Вероятно, что год во многом пройдёт под знаком HR. Многие руководители наконец обратят внимание на сферу управления персоналом, и у этой функции появятся все шансы перейти из разряда поддерживающих на уровень ключевых для бизнеса процессов.