DataLife Engine > Новые технологии > На смену сотрудникам приходят роботы
На смену сотрудникам приходят роботы16 сентября 2011. Разместил: Sadist |
Многие понимают, что во всем мире рынок автоматизированных решений для бизнеса каждый год растет на 25-30%...
Эксперты сходятся во мнении, что такие решения обходятся бизнесу дешевле, чем содержание сотрудников. «Математика проста, — сообщил Александр Золотарев, президент группы компаний «ЭПС вендинг». — По заказу крупной федеральной аптечной сети мы разработали комплекс автоматизированных аптек. В среднем одна аптека сети — это 200 кв. м и 14 сотрудников в смену. Кто-то отвечает за раскладку товара, кто-то обслуживает на кассе, консультирует, работает в складских помещениях. Вместо этого мы ставим машину стоимостью $150 000 — шкаф с роботом, который точно знает, на какой полке какой товар у него лежит, сам следит за сроком годности, ведёт учёт и подсчитывает остатки. Такой автомат может продавать до 14 000 единиц продукции. Даже если из 14 человек мы сократим восемь, то при средней зарплате в 30 000 руб. компания получает ежегодную экономию только на зарплате в 2,88 млн руб. Одного сотрудника хватит, чтобы консультировать покупателей и обслуживать рецептурные заказы». Аналитический департамент компании Золотарева провёл исследование «Развитие бизнеса с помощью автоматизированных торговых систем» и пришёл к выводу, что автоматизированные решения с учётом срока их службы обычно дешевле, чем наём работников. Технологии обеспечивают гарантированное качество работы, для них не характерны типичные «человеческие факторы»: халатность, невнимательность, опоздания, прогулы. Автоматы могут работать круглосуточно. Экономия получается не только на оплате труда и зарплатных налогах, но и за счёт отсутствия больничных, отпусков, оплаты сверхурочных и т. д. Решается проблема гибкого сокращения и увеличения штата, отпадают трудности с эффективной ротацией сотрудников, которые связаны с Трудовым кодексом. Готов ли потребитель «Конечно, о любом проекте надо судить по его результатам. Но надо учесть, что 70-75% покупок в аптеке совершаются после консультации специалиста, и пока не понятно, выгоднее ли аптеке приобретать дорогостоящее оборудование или лучше содержать квалифицированный персонал, в котором она всё равно будет нуждаться», — говорит Валерия Солок, генеральный директор «Аптечной сети 36,6». Солок полагает, что к тому же могут возникнуть сложности с соблюдением требований, предъявляемых к отпуску лекарственных препаратов, и жестких правил хранения в местах продаж. «Конечно, на персонале можно сэкономить, внедрив автоматические магазины. Но в таком случае нашему бизнесу всё равно нужны были бы люди, которые ежедневно обслуживали бы такие автоматы, добавляли продукцию, убирали просроченную, — сообщил Андрей Кривенко, владелец продуктовой сети “Избенка”. — Всё это целесообразно скорее для продажи продукции длительного хранения». Кривенко отмечает, что в любом случае пока такое оборудование слишком дорого и окупаемость его длительная. К примеру, цена одного автомата по продаже молока, которые сейчас появляются в Москве, — порядка 1,5 млн руб. Золотарёв заявил, разработка автоматизированной аптеки обошлась заказчику примерно в $3 млн. Но это очень сложное решение. Идеи попроще будут стоить $300 000-700 000. Обеды и полотенца Для одной из госструктур, подразделения которой расположены по всей России и сотрудники которой работают круглосуточно, в ЭПС разработали комплекс горячего питания, который не просто реализует пирожки и бутерброды, а фактически является автоматизированной столовой — продаёт горячие первые, вторые блюда и напитки. Серийный автомат стоит всего 290 000 руб. и уже закупается в офисы. «Теоретически можно автоматизировать почти всё, — заявил Андрей Паширов, генеральный директор операционного направления группы компаний ЭПС. — Но пока автоматы готовы заменить персонал, выполняющий несложные операции. И там, где речь идёт о заказе сразу нескольких десятков, а то и сотен однотипных решений, затраты на разработку окупятся за 1,5-2 года». В прошлом году одна из разработок позволила владельцам крупной сети фитнес-центров сократить в каждом центре по два человека, отвечающих за выдачу клиентам чистых полотенец. Вместо них теперь этим занимается автомат. Это же решение можно использовать и для любого прокатного проекта. Дело будущего «Полноценной замены продавцов автоматами в ближайшем будущем не предвидится, — делится своими мыслями Максим Можар, генеральный директор “Лискома”, производителя вендинговых аппаратов. — Автомат хорош в тех точках продажи, где ассортимент невелик — несколько десятков единиц продукции. Если позиций больше, автомат становится слишком сложным технически, а значит, или менее надежным, или несоразмерно дорогим». Можару известны европейские вендинговые комплексы, заменяющие собой магазин, но, по его словам, такие проекты актуальны в тех местах, где живой человек не окупится. По его прогнозам, пока существует угроза для продавцов однотипных товаров — тех же бабушек с семечками — и кассиров, продающих различные билеты. «В тех же случаях, когда человеку нужно купить сразу несколько позиций, ему скорее всего будет лень напрягать мозг, разбираясь в автомате, легче общаться с живым продавцом», — заключает эксперт. |